Знакомим с наиболее распространенными значками, которыми маркируют органическую пищевую продукцию
О безопасности продуктов питания всерьез начали говорить не так давно – когда во второй половине прошлого века в сельском хозяйстве резко выросло использование минеральных удобрений и других продуктов химической промышленности.
А в международную организацию разрозненные национальные движения за здоровую еду объединились только в 1972 году: представители Франции, Великобритании, Швеции, Южной Африки и США на международном конгрессе по вопросам органического сельского хозяйства в Версале объявили о создании
IFOAM – Международной федерации органического сельскохозяйственного движения (International Federation of Organic Agriculture Movements). С 2015 года организация взяла себе название «Органический интернационал» (IFOAM – Organics International).
Именно IFOAM в 1980 году разработала базовые стандарты органических продуктов (биопродуктов) и предложила систему сертификации различных структур на соблюдение этих стандартов.
Однако нельзя сказать, что сегодня базовые стандарты IFOAM признаны во всем мире. Не меняя основополагающих принципов, разные страны и регионы адаптировали их под свои особенности. И, хотя разница между национальными стандартами составляет всего около 5%, знаки маркировки органической продукции у разных регионов свои.
ЕС
Для органических продуктов питания, разрешенных к продаже в странах Евросоюза, обязательны нормативы ЕС 834/2007 и ЕС 889/2008.
С 1 июля 2012 года для всей пакованной органической продукции, изготовленной на территории ЕС, обязательным является нанесение на упаковку специального унифицированного логотипа, известного как «евро листок».
Поскольку среди всего ассортимента органических продуктов питания, продающихся в Украине, больше всего товаров из Евросоюза (минимум расходов на транспортировку при высоком качестве товара), можно сказать, что евро листок – основной значок, который покупатель должен искать на упаковке, чтобы убедиться, что выбранный им продукт гарантированно органического происхождения.
Параллельно с изображением евро листка на упаковках могут размещаться и другие логотипы органической продукции – частные, региональные или национальные.
Например, самыми строгими в Евросоюзе считаются французские органические стандарты. Поэтому значок этой страны рядом с евро-листком – дополнительная, но отнюдь не лишняя гарантия качества органической продукции.
В Америке производство органических продуктов регулируется Национальной органической программой (NOP). Нормативно-правовая база разработана Министерством сельского хозяйства США. Сертификация контролирующих органов проводится этим же ведомством, поэтому аббревиатура министерства – USDA – изображена на официальной печати Национальной органической программы США, которой маркируется органическая продукция.
В Японии действуют собственные стандарты – Japanese Agricultural Standard (JAS) – и собственная маркировка.
Украина
В Украине осенью 2013 года был принят закон «Про виробництво та обіг органічної сільськогосподарської продукції та сировини».
А 25 декабря 2015 года Министерство аграрной политики своим приказом утвердило государственный логотип для органической продукции украинского производства:
Однако сами госстандарты органического производства в Украине до сих пор не разработаны, поэтому украинский «органический» логотип в данный момент использоваться не может.
Кроме того, большая часть украинской сертифицированной органической продукции – это не конечный продукт, а сырье, которое идет на экспорт (зерно, бобовые, масленичные культуры). Такая продукция маркируется значками тех регионов, где предполагается продавать конечный продукт.
Однако встречаются отечественные органические продукты и в украинских магазинах. На таких продуктах может стоять, например, торговый знак украинской ассоциации «БИОЛан» или «Органикстандарт», которые являются членами IFOAM.
Тем не менее, из-за отсутствия украинских органических стандартов к качеству украинской органики могут возникать вопросы.
К товарам, сертифицированным в ЕС, доверия у потребителей гораздо больше. Да и в магазинах чаще можно встретить органические товары из ЕС, нежели украинскую органику или сертифицированную продукцию из США или Японии.
Украина в IFOAM
На начало 2016 года IFOAM насчитывала 787 участников из более чем 100 cтран. Украина представлена в «Органическом интернационале» тремя организациями:
Ассоциация «БИОЛан Украина»
Органическая федерация Украины
«Органик Стандарт Лтд»